г.Москва 25.01.2011 г.
25 января 2011 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся Круглый стол на тему: «Особые дети» и общество равных возможностей», организованный Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по социальным вопросам и демографической политике по инициативе общественных родительских организаций – НП «Мыс Доброй Надежды» и МОО «Большая семья».
Президент "Сияния" С.В. Верещагин на слушаниях
В слушаниях приняли участие представители Государственной Думы и Общественной Палаты Российской Федерации, Правительства Москвы, Департаментов соцзащиты и образования, Русской Православной Церкви, Союза журналистов России, учебных заведений общеобразовательной и коррекционной направленности, негосударственных реабилитационных учреждений, некоммерческих и общественных родительских организаций.
В ходе выступлений и обсуждения предложенной тематики участники Круглого стола отметили следующее:
дети-инвалиды с ментальными нарушениями и воспитывающие их семьи являются одной из наиболее незащищенных категорий граждан нашей страны;
все больше детей-инвалидов воспитываются в семьях, постепенно прекращается позорная практика оставления детей с психофизическими нарушениями на попечение государства, что свидетельствует о повышении нравственности и социальной ответственности родителей;
в то же время существующая в России система жизнеобеспечения детей-инвалидов с ментальными нарушениями и их семей фактически не приспособлена к возрастающему количеству «родительских» детей в части, касающейся их обучения, образования и социальной интеграции вследствие того, что до последнего времени они являлись контингентом психоневрологических детских домов-интернатов;
остро также стоят вопросы изолированности от общества семьи с ребенком-инвалидом, необходимости психологической поддержки семьи, при этом крайне востребованной является помощь со стороны Русской Православной Церкви.
Отдельно отмечена необходимость высокой степени ответственности средств массовой информации за формирование адекватного представления о проблемах этой категории населения, значимость роли СМИ при формировании нравственности и толерантности общества в целом.
Особое внимание в ходе обсуждения уделялось существующему положению в сфере обучения и социальной интеграции детей-инвалидов с ментальными нарушениями, вопросам их инклюзивного образования.
Отмечено, что важным шагом в направлении соблюдения и защиты прав детей-инвалидов на образование является принятие Закона г.Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г.
Вместе с тем на федеральном уровне до настоящего времени не создана нормативно-правовая база образования детей с особыми образовательными потребностями, включающая инклюзивное образование. Это приводит к исключению из системы общего образования сотен тысяч детей данной категории, к снижению качества их жизни и социализации, часть из них - с тяжелыми нарушениями - лишены образования полностью.
Участники подчеркнули, что успешное решение проблем, связанных с развитием инклюзивного образования детей, имеет существенное значение не только для совершенствования системы российского образования, но и для становления системы межличностных отношений, основанной на гуманистических принципах, взаимоуважении и толерантности.
В то же время отмечалось, что принцип инклюзии детей-инвалидов к здоровым сверстникам не может быть применен поголовно ко всем категориям детей с ментальными нарушениями, которые характеризуются разной степенью сохранности интеллекта.
Участниками подчеркивалось, что при реализации программ обучения и социальной интеграции детей-инвалидов с ментальными нарушениями необходимы и не взаимозаменяемы как инклюзивное, так и коррекционное образование, в зависимости от возможностей и способностей самого ребенка «с особыми образовательными потребностями».
Часть из них может быть успешно интегрирована в общеобразовательную среду путем инклюзивного обучения с привлечением дополнительного психолого-педагогического коррекционного воздействия и сопровождения в процессе обучения помощниками-специалистами (тьюторами).
Другая категория, до настоящего времени не включенная в образовательное пространство, – дети с выраженными нарушениями интеллекта, тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы, отсутствием речи, которые нуждаются в особых условиях реабилитации.
Резюмируя мнения участников, с учетом доступного в настоящее время обширного опыта западных специалистов, множества зарубежных методик по педагогической и поведенческой коррекции, а также апеллируя к мировой статистике, можно с уверенностью констатировать, что дети с ментальной инвалидностью имеют большой потенциал для успешной социальной интеграции, они обучаемы и не потеряны для социума.
Основными проблемами, требующими решения, для улучшения качества жизни детей с ментальной инвалидностью и их семей, по мнению участников, являются:
• отсутствие четкой государственной директории на организацию обучения, создание условий для полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество этой категории детей-инвалидов;
• отсутствие координации и межведомственного взаимодействия структур социальной, образовательной и медицинской сфер, комплексного подхода и единой концепции по созданию благоприятных условий для всестороннего развития и организации воспитательно-образовательного процесса детей-инвалидов с ментальными нарушениями;
• отсутствие соответствующего федерального законодательства и финансово-организационных механизмов реализации инклюзивного образования;
• отсутствие образовательных стандартов обучения детей с ментальными нарушениями и современных методик психолого-педагогической коррекции в государственных образовательных учреждениях, призванных осуществлять инклюзию, включая отсутствие института тьюторства;
• отсутствие объектов социальной инфраструктуры для реабилитации и социальной адаптации «родительских» детей-инвалидов с тяжелыми степенями умственной отсталости, и соответствующих обучающих методик, успешно используемых в зарубежной практике и негосударственными центрами реабилитации в России;
• отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики, а также практики междисциплинарного взаимодействия, которое обуславливает возможность разработки комплексной программы реабилитации/абилитации ребенка в соответствующем его состоянию учреждении;
• отсутствие стандартов ранней диагностики (в особенности РДА и РАС), слабая информированность родителей о возможностях раннего вмешательства и современных коррекционных методиках;
• отсутствие государственных социальных программ, направленных на преодоление изолированности семьи с ментальным ребенком-инвалидом.
В связи с вышеизложенным, участники слушаний считают целесообразным обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой:
учесть положения настоящего документа в работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов при подготовке предложений:
- по формированию и проведению государственной политики в отношении инвалидов;
- по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере предоставления инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, социального обеспечения инвалидов и установления им мер государственной поддержки.
Участники слушаний Круглого стола рекомендуют:
Комиссии Общественной палаты по развитию образования для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Правительству Российской Федерации при доработке законопроекта внести в него следующие изменения:
1. Предусмотреть использование в законопроекте понятий «инклюзивное образование» и «лица с особыми образовательными потребностями» в значениях, принятых в международном праве.
2. Включить в законопроект отдельную главу, регулирующие вопросы образования лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе предоставления ранней коррекционной помощи и организации специальных образовательных условий.
3. Рассмотреть возможность финансового обеспечения образования лиц с особыми образовательными потребностями с учетом специфики требуемых дополнительно реабилитационных и коррекционно-педагогических мероприятий путем выделения целевых средств на ребенка, следующих за ним в любое образовательное или реабилитационное учреждение, в том числе негосударственное, по принципу родового сертификата (условное название - Сертификат дополнительного образования ребенка-инвалида с «особыми образовательными потребностями), с правом выбора родителем/законным представителем вида учреждения.
4. Предусмотреть, что для ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями дополнительные условия, необходимые для получения образования создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.
5. Предусмотреть необходимость введения специальных образовательных стандартов для лиц с особыми образовательными потребностями, возможность обучения по индивидуальным образовательным программам, разработку системы контроля качества обучения, а также развитие института тьюторов.
6. Предусмотреть положения, обеспечивающие создание механизмов инклюзивного образования: зачисление учащихся с особыми образовательными потребностями в один класс (группу) с учащимися, не имеющими таких потребностей, создание доступной образовательной среды.
Министерству здравоохранения и социального развития РФ
совместно с Министерством образования и науки РФ
Создать межведомственную рабочую группу для обеспечения комплексного подхода к решению следующих задач:
1. Сформулировать социальную проблематику для выработки государственной позиции и подходов к созданию законодательной, экспертной и социальной базы в отношении детей с ментальными проблемами.
2. Разработать модель системы непрерывного обучения и воспитания детей с ментальными нарушениями как альтернативы интернатному содержанию и надомному обучению.
3. Разработать предложения по осуществлению междисциплинарного подхода при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы ребенка.
4. Внести изменения в существующие медицинские нормативные акты в части, касающейся детей-инвалидов с ментальными нарушениями, для приведения их в соответствие с нормативными актами образования с учетом общей направленности на развитие инклюзивного образования, для устранения барьеров при устройстве детей в общеобразовательные и коррекционные учреждения.
5. Разработать стандарты ранней диагностики ментальных нарушений и выработать согласованную медицинскую, диагностическую, методологическую, психокоррекционную позицию (особенно в отношении диагнозов РДА и РАС).
6. Разработать положение об осуществлении семейно-ориентированной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям раннего возраста подверженным, либо имеющим риск задержек и нарушений в развитии, включающие обязанность органов и организаций здравоохранения, образования и социальной защиты осуществлять информирование населения о службах ранней помощи и оказываемых ими услугах.
7. Разработать комплексную программу мер, позволяющих преодолеть социальную изоляцию семей с ментальными инвалидами, в том числе путем создания специализированных комплексных реабилитационных центров дневного пребывания детей этой категории, чтобы дать возможность трудоустроиться родителям.
Общественной палате Российской Федерации:
1. Создать «Секцию детской ментальной инвалидности и содействия инклюзивному и коррекционному образованию» в составе Рабочей группы ОП РФ по социальной интеграции инвалидов. Цели работы секции - создание экспертного пула из общественных родительских организаций для подготовки предложений в направлениях обучения, образования, социальной адаптации детей с «особыми образовательными потребностями» и осуществлении мониторинга и обратной связи при реализации государственных программ соответствующей направленности;
2. С учетом активной роли НКО в решении проблем детей-инвалидов с ментальными нарушениями, способствовать присвоению статуса «социально-ориентированных» некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в этом направлении, учитывая, что в ряде регионов до настоящего времени не реализуются поправки в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» по введению в действие присвоения статуса «социально ориентированные НКО».
3. Оказать содействие в инициативе НКО по созданию «Интернет-портала проблем ментальной инвалидности» с целью объединения имеющихся интернет-ресурсов, размещения специальной информации, общения государственных и негосударственных организаций и учреждений по обмену опытом, в том числе региональным и законотворческим, обращения родителей по вопросам реабилитации, заболеваний, правам семей и т.п.
Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям:
1. Рекомендовать телеканалам и СМИ корректное освещение проблем социальной интеграции инвалидов, детской инвалидности, размещение социальной рекламы, создание передач и материалов социальной направленности для повышения толерантности общества, развития гуманистических принципов;
2. Привлекать в состав Общественных советов теле- и радиокомпаний, других СМИ людей имеющих опыт транслирования правильного видения по группам нозологий (ДЦП, синдром Дауна, аутизм и др.), а также проблемам семей, воспитывающих детей-инвалидов.
3. Реализовывать последовательную политику по изменению имиджа семей с «особыми детьми» в связи с тем, что в представлении большинства ребёнок-инвалид – следствие аморального образа жизни родителей, принадлежащих к асоциальным группам, лишённых понимания и чувства ответственности за своих детей и т.д., что не соответствует действительности и обуславливает социальную изоляцию таких семей.
Институту коррекционной педагогики РАО, профильным педагогическим ВУЗам:
1. Разработать положение об определении статуса «ребенка-инвалида с особыми образовательными потребностями» для целей реализации инклюзивного и коррекционного образования.
2. Принять срочные меры по адаптации и разработке методических рекомендаций по внедрению действенных зарубежных методик психокоррекции, в том числе АВА в коррекционных (8 вида) и реабилитационных учреждениях, а также ускорить разработку собственных методик обучения детей с тяжелыми ментальными нарушениями с учетом нозологии.
3. Разработать специальные образовательные стандарты, а также систему контроля качества обучения детей с ментальными нарушениями при инклюзии в обычные и коррекционные классы общеобразовательной школы, учреждений реабилитации.
4. Обеспечить подготовку и переподготовку специалистов коррекционных и реабилитационных учреждений с учетом выполнения пп.2,3 настоящего раздела, в том числе квалифицированных тьюторов.
Правительству г. Москвы,
департаментам образования и социальной защиты населения г.Москвы
1. Разработать механизмы реализации Закона г.Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. в части соблюдения государственных гарантий родителям детей с ОВЗ в вопросе выплаты компенсаций на транспортные услуги, обучение детей самостоятельно на дому и в негосударственном образовательном учреждении, а также необходимые формы договоров между родителями и образовательными учреждениями, реализующими инклюзивное образование.
2. С учетом чрезвычайной важности нахождения всех категорий образовательных и реабилитационных учреждений для детей с ментальными нарушениями в шаговой доступности, произвести инвентаризацию всех имеющихся реабилитационных центров, включая реабилитационные отделения при ЦСО, образовательных коррекционных учреждений, включая школы 8 вида с точки зрения эффективности их деятельности с учетом мнения родителей.
3. Создать на этой существующей материально-технической базе Центры реабилитации нового поколения, принять меры к разработке новой модели их деятельности на основе междисциплинарного подхода и внедрения современных передовых методик обучения и реабилитации детей с тяжелыми нарушениями развития.
4. Использовать механизм частно-государственного партнерства для внедрения дефицитных методов реабилитации: АБА-терапии, кинезотерапии, иппотерапии и т.д., в том числе предусмотреть возможность размещения государственного заказа на реабилитацию в НКО и негосударственных реабилитационных центрах, с учетом эффективности их деятельности.
5. Принять меры к открытию Центров/отделений дневного пребывания для реабилитации и социальной адаптации детей с тяжелыми нарушениями развития в существующих учреждениях образовательной и социальной инфраструктуры в каждом округе города Москвы.
6. Разработать инструменты мотивации учреждений образования и социальной реабилитации в принятии на обучение различных категорий детей с ментальными нарушениями и повышения качества обучения.
С этой целью:
7. Рассмотреть возможность выделения целевых средств на ребенка, следующих за ним в любое образовательное или реабилитационное учреждение, в том числе негосударственное, по принципу родового сертификата (условное название - Сертификат дополнительного образования ребенка-инвалида с «особыми образовательными потребностями), с правом выбора родителем/законным представителем вида учреждения.